Так творилась наука
В 80-е годы я по распределению работал в далеком и очень секретном сибирском НИИ. Народ вокруг был непростой – сплошь кандидаты наук, умные и амбициозные. Но публиковать научные статьи они могли только в секретных журналах тиражами в 100-200 экземпляров. Сами писали, сами читали. Возможность опубликовать что-то в открытых источниках считалась большой удачей.
И вот такая возможность. Двух наших коллег – Юрия Михайловича и Сашу вызвал к себе начальник отдела
— Нас приглашают на Феодосийскую научную конференции по вопросам моря. Стендовый доклад плюс публикация в открытых материалах конференции. Сделаете?
— Конечно, сделаем! (Такую возможность нельзя было упускать, даже при том, что отдел не имел к морю никакого отношения, разрабатывали боевые части зенитных ракет).
Доклад рождался в курилке, чему я и был свидетелем.
— Юрий Михайлович, что писать-то будем?
— Ну, давай о распространении ударной волны в водной среде. Хорошо бы экспериментальные данные, только где их взять …
— Юрий Михайлович, а вот, когда Вы рыбу глушите, в каком радиусе она всплывает?
— Ну, метров 20-25
— А потом, если сачком не достать, в каком радиусе рыба тонет из-за того, что у нее воздушный пузырь лопнул, а остальная уплывает?
— Ну, метров 6-8.
— Вот, две точки есть, масса тротила известна, давайте прикинем давление!
Так, с замечаниями и советами от слушателей, родился доклад с псевдо-экспериментальным графиком и массой математических выкладок.
На конференцию авторы, разумеется, не поехали (да и не рассчитывали), но текст доклада, как обещалось, был опубликован.
Прошел год. Однажды Саша, сидя в библиотеке и листая анонсы статей из немецких научных журналов, увидел знакомый график – распределение давления на фронте ударной волны при подводном взрыве. Нарисовано было не как у нас, тушью на кальке, а солидно, с использованием машинной графики. Но главное — форма, цифры – все совпадало! С журналом в руках Саша помчался в отдел, и через минуту всеобщему восхищению не было приделов.
— Мужики, вы гении! Вы же, блин, без всяких экспериментов …, как Лавуазье …, на кончике пера!
— Нужна вся статья, нужно понять, как немцы считали.
Получить ксерокопию статьи можно было только через Москву. На следующий день запрос, подписанный начальником КБ, ушел со спец. почтой.
Ждали примерно месяц. И наконец, вот он, пакет с вожделенной ксерокопией. Статья, график,... ссылка на материалы Феодосийской конференции.
08 Jul 2019 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
- вверх - | << | Д А Л Е Е! | >> | 15 сразу |
Живем мы в соседнем от Воркуты регионе - тоже имеем северные надбавки за проживание в суровых климатических условиях, и вот как решили там в столице, что незачем нам их иметь и решили нас их лишить. Наступило лето — ну, как лето, это на календаре — солнце, жара и сарафаны, и где-то там в центральной России уже клубнику едят, а некоторые уже мажутся кремом от загара и шелушатся от сильно обгоревшего верхнего слоя кожи. А у нас тут зеленый листик можно только в июле увидеть, позагорать два дня в году и все- привет, наступила осень. Вот, к примеру, в 2010 году, когда вся центральная Россия задыхалась от жары, дыма, гари, я все так называемое лето проходила в демисезонных сапогах, пальто и в вязаной шапке. Но вернемся к нашей истории: в июне решает к нам лететь для отмены северной надбавки очень важное лицо из Столицы нашей страны (ныне уже нет его в живых). Понятно, что народ в курсе, все переживают..
Однако, все решила сама природа-в день, когда должен был приземлиться борт из Москвы, аэропорт региональной столицы был закрыт по причине непогоды-в июне здесь разразилась метель и видимость была никакая. Таким образом, вопрос о снятии северных надбавок решился сам собой, а борт из Москвы так и не прилетел, даже позже...
Давно это было, лет 40(+) назад. Весна! Красота! Счастье — купил пару живых карпов (по 1, 5 кг каждый), которых положил в полиэтиленовый мешок (в те годы — редкость!). Час пик, но в троллейбус удалось впаковаться. Стою, никого не трогаю, вдруг рядом стоящая молодая женщина резко поворачивает ко мне своё довольно симпатичное личико и из её глаз посыпались молнии (но — ни звука!). Но я занят своими мыслями, что "склепаю" семье из рыбок, спокойно еду дальше. Она успокаивается. Через пару минут — опять молнии явно в мой адрес (опять беззвучно). Так повторяется 4-5 раз. Думаю, что за нервная девушка попалась стоять рядом... И, вдруг, о, ужас, что-то холодное, прямь ледяное, нежно хватает меня ЗА ЩИКОЛОТКУ(!), в переполненном тролике(!). Молодость, спорт и быстрый мозг спасли меня от инфаркта — понял: просто карпы извивались и сначала облегали девичью ногу, а когда поняли, что это их не спасёт, выгнулись в мою сторону... Почти у моего дома народ рассосался и девушка увидела карпов, наконец, УЛЫБНУЛАСЬ! А я смеяться начал только выйдя из троллейбуса, что-бы не обидеть красавицу...
"Это был японский университет, в котором учатся люди от 8 до 20 лет, из них готовят элиту японской власти, крупнейших бизнесменов, политических деятелей. В тот вечер полуторатысячный зал был наполнен, стояла идеальная тишина. Мы играли "Дядю Ваню". Японцы не очень понимали, что происходит на сцене, у них совершенно другое восприятие театра, ведь они привыкли к Кабуки, к Но.
После спектакля нам устроили небольшой ужин, на котором я разговорился с ректором университета. Я спросил, зачем они потратили большие деньги на перевозку декораций, артистов, на транспорт, установку, гонорары, если студенты все равно ничего не поняли из того, что увидели. Он сказал:
"Да, я знаю это, но у меня есть ощущение надежды, что один или два человека, которые посмотрели спектакль, потом, когда вырастут лет до 25-30, вспомнят ту хрустальную ноту нравственного одиночества, которая витала на вашей сцене. И Япония тогда станет богаче".
Я был совершенно потрясен этим ответом. "
Как известно, пьяному море по колено.
Сначала краткое вступление. Каждый видел самодельные постройки-гаражи-сараи на окраинах, либо — в не особо крупных городишках.
В одном из таких городишек, к одной из построек была приставлена будка собачья (1 шт), к ней, соответственно, БОЛЬШАЯ, РЕАЛЬНО ЗЛАЯ СОБАКА. Немецкая овчарка.